АНОНС: Кейс успешных бизнес-проектов, признанных «единорогами».

Лучшие стартапы выходцев из России и СНГ для инвестиций в 2021

Лучшие стартапы выходцев из России и СНГ для инвестиций в 2021 году

По информации CB Insights, в апреле 2021 года в мире было зафиксировано свыше 630 стартапов-«единорогов» – это проекты с оценкой более $1 млрд. Тяжело сказать, какой процент этих компаний основали выходцы из России. Это очень специфичная статистика, интересная ограниченному кругу лиц. Однако авторитетное издание Forbes провело собственное исследование, в ходе которого выявило 3 успешных проекта, получивших статус «единорога» в 2021 года. Они были основаны выходцами из РФ и постсоветского пространства.

Эксперты предлагают инвесторам проанализировать эти стартапы, оценить рентабельность вложений в них. Проекты-«единороги» уже оправдали свой потенциал, но при этом они вполне способны приносить и дальше внушительный доход. Отказываться от инвестирования в них бессмысленно.

Облачный сервис Personio

Это платформа, основанная на облачной технологии хранения и передачи данных. Компания Personio основана Арсением Вершининым. 31-летний бизнесмен пообщался с журналистами Forbes и подробнее рассказал о своем видении будущего развития проекта. В его речи регулярно проскакивают англицизмы, ему тяжело подобрать русские аналоги к некоторым словам, что неудивительно, ведь Арсений хоть и родился в Москве, но в 2011 году переехал в Германию, обосновавшись в Мюнхене.

Развитием платформы Personio Вершинин занимается с 2015 года. Если вкратце, то его компания помогает бизнесу автоматизировать процесс найма новых сотрудников, рассчитывает зарплаты, учитывают посещаемость, оптимизирует другие направления HR. В январе 2021 года проект стал первым HR-tech-стартапом из Европы, который был оценен в $1,7 млрд, вследствие чего получил статус «единорога».

Компании удалось привлечь инвестиции на сумму $125 млн. С финансированием помогли влиятельные венчурные фонды – Meritech Capital Partners и Index Ventures. Арсений Вершинин родился в городе Улан-Удэ Иркутской области. В старшой школе смог стать участником стажировки в США. Стартапер отмечает, что программа обмена помогла ему улучшить уровень знания английского, а также открыла мир.

После переезда в Мюнхен, Арсений стал участником годовой программы «Менеджмента технологий», где после и познакомился со своими будущими компаньонами по стартапу Personio.

История развития Personio

Запуск платформы состоялся в августе 2015 года. Идея выхода на рынок HR принадлежит одному из бизнес-партнеров Арсения по имени Ханно. У него был друг, работавший техническим директором в известной европейской компании. Они все делали по старинке, использовали Excel, а также другие устаревшие системы учета данных.

История развития Personio

Команда Personio тщательно изучила рынок. Результаты исследования показали, что многие престижные компании продолжают использовать архаичные HR-инструменты. На запуск платформы была потрачена символическая сумма в несколько тысяч евро. Ханно занял должность CEO, а Арсений – технического директора.
 

Конкуренция

В середине прошлого десятилетия уже существовали сервисы, способные автоматизировать HR-процессы. Это довольно конкурентная ниша. Молодому стартапу пришлось противостоять таким гигантам, как: SAP, Oracle, Worday. Лазейка нашлась, ведь все ключевые конкуренты были нацелены именно на крупных корпоративных клиентов. Основатели Personio определили свою нишу – мелкий и средний бизнес с персоналом до 2000 сотрудников.

По классике жанра привлечь первых клиентов удалось путем сарафанного радио. Друзья и знакомые рекомендовали облачную платформу бизнесменам. Одним из первых клиентов стали немецкие разработчики ПО EQS и Oedebird, а также фотосервис Pixum. За первый год удалось привлечь 10 клиентов, что является весьма неплохим результатом.

Вся выручка шла на оплату текущих расходов, разработку. Дополнительных источников финансирования не было.

Первые инвестиции

Летом 2016 года стартап заинтересовал венчурные фонды, которые вложили в проект 2,1 млн евро. В seed-раундах принимали участие бизнес-ангелы. Спустя еще год получено $12 млн от четырех институциональных инвесторов. Главными акционерами проекта стали немецкие фонды. Вера в Personio обусловлена тем, что это один из первых европейских проектов, предложивших облачную технологию для HR.

Коммерциализация платформы осуществляется по SaaS-модели. Основной источник дохода – продажа подписок. Клиентская база насчитывает свыше 4000 компаний в 80 государствах. Минимальная стоимость месячной подписки составляет 99 евро.

Финансовая отчетность

За прошлый год компания заработала несколько десятков миллионов евро, точные цифры – коммерческая тайна. После прихода первых венчурных фондов, стоимость проекта начала стабильно расти на 150% ежегодно при заработке 1 млн евро. По словам инвесторов, сейчас компания зарабатывает 30 млн евро, соответственно отдача вложений существенно возросла.

Заработок с подписок не позволяет полностью покрыть все расходу, поэтому стартап нуждается в поддержке инвесторов. У компании есть 4 офиса, расположенные в Дублине, Лондоне, Мюнхене и Мадриде. Точка безубыточности недостигнута, но руководители стартапа продолжают и дальше инвестировать в масштабирование бизнеса.

BigID

Основателем этого проекта стал Дмитрий Сирота. Сегодня он занимает должность генерального директора. Главный офис компании находится в Нью-Йорке. BigID занимается разработкой облачного софта, оказывающего помощь в управлении личными данными клиентом с соблюдением политики конфиденциальности.

Стартап основан в 2015 году. С первого дня работа и до сегодня, команде Дмитрия Сироты удалось привлечь $216,1 млн. В последнем инвестиционном раунде, который состоялся зимой 2020 года, участвовали крупные венчурные фонды. Они профинансировали проект на $70 млн, увеличив его оценку до $1 млрд.

CEO проекта BigID – выходец из Украины. Он родился в Одессе. В пятилетнем возрасте его семья переехала в Канаду. Образование Дмитрий получил в Монреале. С 1997 года Сирота работа в госсекторе. Вместе со своими коллегами он создал проект eTunnels. Компания создавала безопасный VPN-сервис.

В 2002 году у Дмитрия появились разногласия с соучредителями, поэтому он покинул проект, открыв собственную компанию Layer 7. Сирота перебрался в Нью-Йорк, а после занялся поиском подходящего стартапа для поглощения.

Секрет успеха BigID

Дмитрий Сирота долго анализировал рынок. В результате он определил, что американские бизнес-проекты не удаляют внимания защите информации, а в СМИ все чаще появлялись статьи о всевозможных взломах, краже конфиденциальной информации. В 2016 году в ЕС был принят регламент о защите информации GDPR, что автоматически создало новую нишу для открытия бизнеса.

После изучения законодательной базы, Дмитрий принял решение заняться разработкой прикладного софта для управления личными данными пользователей. На то время он работал в CA Technologies. Он обсудил идею запуска нового проекта с одним из своих коллег, а после они запустили платформу BigID.

Главный офис проекта находится в Нью-Йорке, но главный департамент по разработке базируется в Израиле. Им руководит Нимрод Вакс, израильтянин с русскими корнями. В марте 2016 года перспективный раунд получил $2,1 млн от крупных венчурных фондов. Деньги были потрачены на доработку продукта. Платформа функционирует с зимы 2017 года.

Маркетинг

Основатели проекта признаются, что с привлечением новых клиентов остаются сложности. Во многих государствах не действовали законы, принятые в ЕС. Компании банально не понимали, зачем платить за новый продукт? Бизнесмен самостоятельно связывался с коммерческими и государственными организациями, предлагая им свои услуги.

Финансовая отчетность

В конце 2016 года было заключено 4 партнерских соглашения. Наличие клиентов привлекло внимание инвесторов. Спустя еще 2 года стартап получил финансирование в размере $14 млн, а спустя 6 месяцев вдвое больше.

Что думают инвесторы о BigID?

Руководители венчурных фондов и бизнес-ангелы сходятся во мнении, что платформа была создана в нужное время. Компания BigID предложила наиболее мощное ПО для поиска персональной информации по различным базам данных. Сейчас с проектом сотрудничает 100 клиентов. Примерно 70% из них – компании из США.

Основной источник дохода компании – продажа годовых подписок. Ее стоимость не разглашается. Цена во многом зависит от объема информации. Компания рассчитывает для каждого клиента индивидуальные условия сотрудничества. Если прекратить расширением, наем новых сотрудников, то ежемесячной выручки хватит на покрытие расходов. Однако руководство BigID продолжает вкладывать деньги в развитие бизнеса.

В перспективе ближайших 3-5 лет стартап станет публичной компании, выйдя на IPO. До этого момента проект будет сосредоточен на масштабировании.

Armis Security

Основная специализация проекта – разработка облачной платформы для определения устройств и идентификации месторасположения их владельцев. Клиентами станут офисы, больницы и даже торговые центры. Основан этот проект Евгением Дибровым, который служил в израильской армии в подразделении радиоэлектронной разведки, а после решил создать собственный проект Armis Security.

Софт, создаваемый этой организацией направлен на борьбу с мошенниками. Он предотвращает утечку информации, что не позволит аферистам заниматься шантажом. Зимой прошлого года этот стартап был поглощен влиятельным венчурным фондом Insight Partners, вследствие чего оценка компании увеличилась до $1,1 млрд, став «единорогом».

Павел Дибров уроженец Украины, но большую часть жизни провел именно в Израиле. В 18 лет он был принят на воинскую службу. Двухлетний опыт позволил обрести ценные знания, навыки и конечно же связи. Вместе со своим сослуживцем Ассафом Раппапортом, Павел создал облачный проект Adallom. За 3 года стартап разросся до таких масштабов, что его купила корпорация Microsoft за $320 млн.

Свой новый проект Павел Дибров решил также создавать с товарищами по армии. Запуск Armis Secutiry состоялся в ноябре 2015 года. Перед стартом команда проекта решила провести масштабные исследования. Бизнесмены пытались определить, в чем именно нуждается рынок. В качестве респондентов выступили крупные компании: Samsung, Marvell, Sysco и многие другие. Все потенциальные клиенты отмечали, что в их офисах слишком много устройств, способных «сливать» информацию мошенникам.

Например, во всех больницах есть МРТ. Но эти устройства невозможно защитить путем установки антивирусного ПО. Поэтому МРТ становятся целью хакерам, регулярно подвергаются атакам. Злоумышленники устанавливают программы-вымогатели, парализующие работу больниц. Хакеры требуют выкуп, чтобы медицинское учреждение могло функционировать в штатном режиме.

Конкуренция и поиск ниши

Создатели платформы прекрасно понимали, что на рынке уже есть программные продукты, способные помогать компаниям идентифицировать все подключенные устройства и уровень возможного риска. Самые популярные сервисы: Forescout, Claroty, CyberX. Однако все это был именно стационарный софт, в то время как Дибров со своей командой предложили облачное решение. С его помощью организации смогли бы хранить все данные в одном месте.

Конкуренция и поиск ниши

После презентации идеи платформы, двое инвесторов выделили $5 млн на ее реализацию. Поддержал эту инициативу Израильский венчурный фонд. Полученные деньги стартап инвестировал в создание платформы. Затем были привлечены первые 7 тестовых клиентов, которые помогли «доделать продукт».

Как проект зарабатывает деньги?

Основа бизнес-модели – SaaS-сервис. Клиенты могут купить подписку на 1 год. Сейчас платформой пользуется около 500 крупных компаний из разных стран мира. В Armis Security работает около 400 сотрудников, а большая часть из них – это разработчики. Точную информацию о выручке стартаперы не раскрывают.

Комментарии